Пластика объема в деревянном зодчестве – как средство достижения художественной выразительности

Естественные условия, включающие в себя ряд основополагающих факторов, способствовали неуклонному развитию деревянного зодчества, в котором формировалось большое разнообразие типов построек, возможности распределения их внутреннего пространства, конструктивных решений и неповторимую культуру внешнего декора деревянных строений. Обширный выбор лесоматериала, его доступность способствовало этому развитию, поощряя мастеров на поиски новых решений.

На протяжении многих столетий, возводимые старыми мастерами деревянные конструкции, способы и методы их возведения не претерпевали существенных изменений. В основе этого лежала неизменность образа жизни в народной среде, у основных пользователей деревянных домостроений. И только внешний декор дома продолжал осваивать все новые и новые элементы, дополняя фасад дома красивой орнаментальной резьбой, создавая неповторимый образ деревянного дома.

Уникальные возможности природного материала всецело способствовали скульптурному выражению объема и художественным идеям в освоении пространственных форм, используя для этого присущую деревянному зодчеству органическую связь материала и структуры архитектурного ансамбля.

Пространственная пластика деревянных сооружений является важнейшим элементом выражения художественного образа строения. Множество переходов, тончайшие нюансы граней, игра света и тени на поверхностях строения - все это неотъемлемые атрибуты пластики, которая своей общей гармонией действует на наши чувства.

Мастерство зодчих

Деревянное зодчество севера являет собой яркий пример профессионального владения навыками создания идеальных пропорций. Умелое соединение прямо противоположных форм элементов дома (короткие с длинными, распластанные с возвышающимися) позволяет мастерам плотницкого дела добиться ощущения простора, надежности, прочности строения, его органичного введения в пространство участка. Во многом, это умение, продолженное и перенятое специалистами современного деревянного домостроения, позволило до наших времен сохранить актуальность архитектурных форм из природного материала.

Добиваясь максимально высокой выразительности объемно-пространственных форм сооружения, мастера-плотники опирались на многовековой практический и интуитивный опыт предыдущих поколений. Вызывает неподдельное восхищение тот факт, что того уровня художественного выражения пластичности объема, древние мастера могли добиться, имея в своем арсенале минимальный набор примитивных инструментов, что в очередной раз подтверждает тот уровень мастерства, которым они владели.

В обработке мастеров-плотников, каждой стене строения было присуще физическое ощущение объемности, весомости, непроницаемости. Округлость уложенных в стене бревен усиливали впечатление живой, активной массы строения. Четкие линии стыков, притолоки, дверных и оконных косяков разграничивали пространственные принадлежности здания, подчеркивая органичную связь пластики и пространства, соблюдение меры и достаточности в общем образе строения.