Декор в деревянном зодчестве – эстетическое оформление и завершенность сооружения

Сегодня на необъятных просторах России находится большое количество памятников древнего деревянного зодчества, которые стали предметом особой национальной гордости, не имеющих аналогов в этой области искусства, в части их художественной ценности. Поставить деревянное зодчество древней Руси на высшую ступень мирового культурного наследия позволило применение древними мастерами-плотниками технологии украшения сооружаемого строения неповторимыми в своем художественном исполнении элементами орнаментальной резьбы по дереву.

Необъятные просторы Руси издревле славились обилием лесов, самого популярного в те времена строительного материала, из которого мастера плотницкого дела возводили церкви, храмы, монастыри, дворы, дома и бани, хозяйственные постройки, мельницы, и даже оборонительные сооружения. Но если мельницы и амбары, оборонительные сооружения и пожарные башни не требовали дополнительного обрамления, то художественной отделке домов, церквей и храмов уделялось особое внимание.

Огромное значение придавалось древними мастерами украшению жилища, выражению национальной культуры, религии, народных чаяний в орнаменте декоративных элементов, используемых для обустройства внешнего исполнения деревянного сооружения. Начиная с точки слияния сруба с землей и заканчивая венчиком вершины, каждая конструкция сооружения дополнялась элементами ручной резьбы, которые становились «лицом» дома, придавая ему неповторимость форм, отличий и органично вписывали его в естественный природный ландшафт.

Художественная гармония орнамента

Русский сруб, украшенный деталями орнаментальной резьбы, стал символом древнего мировоззрения русичей, их представлений о строении и предназначении мира. Органичное соединение мифического содержания орнаментального узора и конструкции дома в целом создавало единство художественного ансамбля и гармонично взаимодействовало с окружающим его пространством.

Декор в русском деревянном зодчестве совершенно уникален, глубоко национален и отражает в своем орнаменте духовное начало русской культуры, ее своеобразность и самобытность. Сюжеты орнаментов домовой резьбы, применяемые русскими мастерами, представлены рядом образных символов, оберегов, скульптурных изображений, которые постоянно находят свое отражение в народном творчестве. Древние мастера отражали в орнаменте культуру народа, которая формировалась веками, а также нетленные традиции, ставшие его неотъемлемой частью. 

Идеология декора

Сложные и уникальные в идейном наполнении элементы декора деревянных сооружений, к которым относили ажурные подкрылки, подзоры, резные балясины, колонки разнообразной конфигурации, ветреницы, накладные наличники, крылечные столбы, причелины и полотенца, выполненные в техниках пропильной объемной и геометрической резьбы,  украшали конструкцию деревянного сооружения, создавая единый, художественный архитектурный ансамбль, неповторимый в своем исполнении.

В художественном исполнении орнамента находили свое отражение, как первичное поклонение языческим богам, так и более позднее христианство. Каждая из этих составляющих привнесла свои элементы в узоры орнамента. От язычников пришло изображение солнца, как доминирующего элемента, птицы, приносящей в дом счастье, скульптурные изображения небольших идолов. С христианством же пришло изображение голов животных, означающее достаток и укоренение рода. Но, так или иначе, символика, нашедшая свое отражение в орнаменте декоративных элементов отражала культуру и национальные традиции русского народа.